Главная » Файлы » Мои файлы

Викторина по сказу Н.С.Лескова
[ Скачать с сервера (92.3 Kb) ] 15.04.2015, 14:22

ЛЕВША

Викторина по сказу Н.С. Лескова

 

Описание игры. Игра может быть организована до или пос­ле изучения данной темы. Для участия в игре формируются две команды, которые придумывают соответствующие теме назва­ния. Разумеется, они должны иметь непосредственное отношение к тематике игры. Команды отвечают на вопросы поочередно. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В перерывах между вопросами участники игры выполняют различные конкурс­ные задания.

Оборудование: чистые листы бумаги, карандаши, ручки; таб­лички для вписывания названий команд; конверты с конкурсными заданиями.

 

Ход викторины

 

Вопросы по биографии писателя

1. К какому сословию принадлежит Н.С. Лесков?

    (Потомст­венный дворянин Орловской губернии.)

2. Кем были дед и прадед Лескова? (Все были священниками в селе Лески, от названия села и произошла фамилия Лес­ковы.)

3. Кем работал отец писателя, Семен Дмитриевич Лесков, когда ушел из дома, не желая быть священником? (Учите­лем в доме орловского помещика Хлопова, потом в доме орловского уездного предводителя дворянства М.А. Стра­хова.)

4. Где и когда родился Н.С. Лесков? (16 февраля 1831 года в селе Горохове Орловского уезда, где жила его бабушка.)

5. Где учился будущий писатель? (В Орловской гимназии, но курса не окончил.)

6. Куда поступил на службу Лесков, когда умер его отец? (В Ор­ловскую палату уголовного суда, а потом перевелся в Ки­евскую палату.)

7. В каком году Лесков Перешел с государственной службы на частную? (В 1857 году.)

8. В какой губернии он работал в коммерческом предприятии? (В Пензенской губернии.)

9. В каком возрасте Лесков стал писателем? (Почти в три­дцать лет, в 1860 году напечатал свои первые статьи эко­номического и социально-бытового характера.)

10.В каком году был написан сказ «Левша»? (В 1881 году)

 

 

Конкурс «Исторические лица»

 

Командам даются одинаковые карточки с именами историче­ских лиц, встречающихся на страницах сказа, а игроки должны рассказать, кто эти люди. Выигрывает команда, назвавшая больше правильных ответов.

(Александр I - император России, победившей в войне с На­полеоном.

Атаман Платов - Платов Матвей Иванович, граф, генерал, ата­ман донских казаков, герой войны с Наполеоном. Ездил вместе с царем в Лондон после войны.

 

Поп Федот - Таганрогский священник Алексей Федотов-Чехов­ской, у которого исповедался перед своею кончиною Александр I.

Императрица Елизавета Алексеевна - жена Александра I.

Император Николай Павлович - Николай I.

Граф Кисельвроде - министр иностранных дел граф К.В. Не­
ссельроде.

Комендант Скобелев - Скобелев Иван Никитич, генерал, ко­мендант Петропавловской крепости.

Доктор Мартын-Сольский - Сольский Мартын Дмитриевич, врач при гвардейских полках в Петербурге.

Граф Чернышев - Чернышев Александр Иванович, князь, во­енный министр.)

 

Вопросы по содержанию произведения

1.            С кем Александр I ездил по Европе и в разных государствах чудеса смотрел?

      (С донским казаком Платовым.)

2.            Почему Платов ничему не удивлялся в кунсткамере? (При­мерный ответ. Он ответил: мне здесь то одно удивительно. что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванаде-сять язык прогнали.)

3.            Как Платов доказал, что пистоля в кунсткамере не неизвест­ного мастерства, а русского мастера? (Примерный ответ. «А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Повернул раз, повернул два - замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом су-гибе сделана русская надпись: "Иван Москвин во граде Туле"».)

4.            Что показали государю в самой последней кунсткамере? (Здесь были собраны со всего света минеральные камни и нимфозории, керамиды и всякие чучела.)

5.            Что танцевала стальная блоха? (Она могла станцевать кад­риль в три вариации.)

6.            Почему государь Николай Павлович велел Платову показать английскую блоху  тульским мастерам? {Примерный ответ. Николай Павлович в своих русских людях был очень уверен­ный и никакому иностранцу уступать не любил, он надеялся, что тульские мастера не хуже чужих людей и что-нибудь сделают.)

7.            Почему тульские мастера не сказали Платову, какую работу они сделали? (Платов не поверил мастерам. Мастера же обиделись и решили открыть секрет своей работы только самому государю.)

8.            Почему блоха усиками шевелила, но не танцевала? (Потому что была подкована на все ноги настоящими подковами.)

9.            Что можно было бы увидеть, если бы микроскоп был такой, что в пять миллионов увеличивает? («...Вы изволили бы уви­дать, что на каждой подковинке мастерово имя выставле­но: какой русский мастер ту подковку делал».)

10.    Почему не было имени Левши на подковах? (Левша выковы­
вал гвоздики, которыми были забиты подковы, имя левши  туда не вошло бы.)

11.    Почему, по объяснению англичан, блоха, подкованная туль­скими мастерами, не стала прыгать? (Примерный ответ. «Такая малая машинка, как в нимфозории, на самую акку­ратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает, и дансе не тан­цует».)

 

12.    На что больше всего обращал внимание Левша, когда его водили по разным заводам? (Примерный ответ. Его не столь занимало, как новые ружья делают, сколько то, как старые в каком виде состоят. Как дойдет до старого ружья, засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнет: «Это против нашего не в пример превосходнейше».)

13.    Какова была судьба Левши после прибытия в Петербург? (Левшу отвезли в квартал, отобрали часы и деньги, таскали по больницам и в конце концов привезли в Обухвинскую боль­ницу, где неведомого сословия всех умирать принимают.)

14.    Какие слова хотел передать Левша государю? (Примерный ответ. «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».)

 

Конкурс «Словарик»

Каждая команда получает одинаковый список самобытных или  скаженных слов, которые обогащают повествование блестками мягкого народного юмора. Команды должны коротко объяснить, что это такое.

(Бюстры - люстры, и бюсты, и скульптуры в кунсткамере.

Мелкоскоп - микроскоп.

Клеветой - от слов «клевета» и «фельетон».

Пубель-пудель.

Мерблюзьи мантоны - верблюжьи пальто (от слова «манто»).

Керамиды - пирамиды.

Преламут - перламутр.

Свистовые - от слов «свисток» и «вестовой».

Тугамент - документ.

Студинг - пудинг.

Ногавки - носки.

Буреметр - барометр.

Долбица - таблица.

Укушетка - кушетка.)

 

Конкурс «Автор цитаты»

 

1.  «Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал». (Александр I.)

2. «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко». (Александр I.)

3. «А покажите-ка нам ваших заводов сахар молво?» (Платов.)

4. «А я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают». (Николай Пав­лович.)

5. «Горите себе, а нам некогда». (Левша.)

6. «Сиди здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». (Платов.)

7. «А потому, - говорит, - что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может». (Левша.)

8. «Это неважно суть - узнать можете: мы вам грандеву сде­лаем». (Англичане.)

9. «Разве так можно! У него, - говорит, - хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». (Английский полшкипер.)

10.«Это все равно, - отвечает, - где умереть, - все единственно, воля Божия, а я желаю скорее в родное место, потому что Иначе я могу род помешательства достать». (Левша.)

11.«Знай, - говорит, - свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть». (Граф Чернышев.)

 

 

Конкурс «Крылатые выражения»

 

На доске размещен плакат с записью пословиц из сказа «Лев­ша». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Ведущий последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм. Если афоризм угадан по первому слову, команда получает 3 балла. В случае, когда приходится раскрывать второе слово, на командный счет поступит 2 балла. Наконец, коллектив, правильно определивший афоризм лишь с третьей попытки, по­лучает 1 балл.

Пословица для команды № 1. Небо тучится, брюхо пучится.

Пословица для команды № 2. В Польше нет хозяина больше.

                 Конец игры. Подведение итогов.

 

 

Дополнительный материал

 

Кроссворд по сказу Н.С. Лескова «Левша»

 

По горизонтали: 5. Без чего тульские мастера не хотели отпустить Левшу с Платовым в Петербург? 6. Что было в часах, подаренных Лев­ше англичанами? 7. Как названо в сказе слово «бухта»? 9. Что испытал Левша в Твердиземном море, когда «водопление сделалось ужасное», «что никак его нельзя было успокоить»? 11. Какое учреждение посети­ли царь Александр Павлович и атаман Платов в Англии? 15. Что танце­вала «аглицкая нимфозория»? 16. В каком виде почудился Левше черт в морской пучине? 18. Какой корень в слове «свистовые». 19. Каких сказочных героев напоминают тульские мастера, подковавшие блоху? 20. Имя какого героя сказа Лескова стало нарицательным? 23. Под чем стоял в кунсткамерах Аболон Полведерский? 25. Как назывались танцевальные движения, которые исполняла аглицкая блоха? 28. Что опустил Платов себе в карман, когда рассчитывался за блоху?

 

По вертикали: 1. Мера площади в земледелии. 2. Мелкий шрифт. 3. В качестве кого сидел Левша в коляске у Платова, когда тот поскакал в Петербург с блохой? 4. Сосуд с водой. 8. На что ложился Платов в минуты досады и трубку курил? 10. Как назывался в английском музее самый большой экспонат? 12. От какого кушанья отказался Левша, заявив: «Это я не знаю, чтобы такое можно съесть»? 13. Что собирались опубликовать англичане, рассмотрев привезенную Левшой стальную блоху? 14. Какая одежда была у пеших полков англичан? 15. Что особенно понравилось Левше в обучении английских рабочих? 17. Какой предмет туалета смутил Левшу на руках англичанок? 21. Во что были одеты английские рабочие, когда подносили царю блоху? 22. Как называется действующее лицо художественного произведе­ния? 24. Как называл Платов своих казаков? 26. Кто больше всего страдал от нагайки «свистовых» в коляске Платова? 27. Какой сахар не могли показать англичане царю Александру Павловичу?

 

(Ответы. По горизонтали: 5. Тугамент. 6. Трепетир. 7. Буфта. 9. Тоска.

11. Кунсткамера. 15. Дансе. 16. Мурин. 18. Свист. 19. Гномы. 20. Левша.

23. Балдахин. 25. Верояции. 28. Мелкоскоп.

По вертикали: 1. Сотка. 2. Петит. 3. Пубель. 4. Симфон. 8. Укушет-ка.

10. Керамида. 12. Студинг. 13. Клеветой. 14. Мантоны. 15. Долбица.

17. Ногавки. 21. Жилет. 22. Герой. 24. Донцы. 26. -Ямщик. 27. Молво.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

8

 

 

 

9

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

12

 

13

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

23

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Родничок
Просмотров: 5739 | Загрузок: 114 | Рейтинг: 2.8/6
Всего комментариев: 0
avatar