Главная » Файлы » Мои файлы

Распределительный диктант: окончание существительных -и или -е
[ Скачать с сервера (55.0 Kb) ] 16.04.2015, 11:51

Распределительный диктант: окончание существительных -и или -е (можно по вариантам).

 

Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе участницы экспедиции. Подниматься по лестнице башни. Побывать в башне крепости. Подойти к окраине деревни. Читать на веранде гостиницы. Лечиться в амбулатории при больнице. Встретиться на лекции в музее. Деревья в легком инее. Бродить по отмели, видеть корабли на рейде, посвятить архитектуре и живописи. Отметить в постановлении и отчете.

1. Объясните разницу в написании прилагательных.

Весенним днем – о весеннем настроении; в осеннюю пору – в голубую даль; дальнею дорогой – твердой рукой; передовым отрядом – в передовом отряде; о высоком мужчине – с высоким мужчиной

2. Выпишите словосочетания двумя группами: 1) с прилагательными в творительном падеже и 2) с прилагательными в предложном падеже.

В аккуратн___  костюм___, с ароматн___  кофе, с беззаботн___  видом, бережлив___  отношением, в беспредельн___  простор___, с громоздк___ шкафом, коричнев___  карандашом, с богатырск___  телосложением, в превосходн___   форме, серьезн___   музыкой, в зелен___  листв___, сплошн___   стеной.

3. Запишите словосочетания, обозначая ударения в именах прилагательных. Сделайте вывод о правописании о – е после шипящих в окончаниях.

Свеж___го коржа, о неуклюж___м стороже, о чуж___й, пропаже, больш___го счастья, о больш___м ерше, о смуглолиц___й  певице, о могуч___м дубе, без ярк___го солнца,  приятн___ му  человеку

4. Выборочный диктант: запишите словосочетания сущ. + прилаг., окончания объясните.

Мы выбрались в некошен__ луга. Сладк___ конск___  щавель хлестал нас по груди. Медуница пахла так сильно, что солнечн____  свет, затопивш____ _ рязанск____  дали, казался жидк__ _ медом. Мы дышали тепл___ воздухом пахуч___  трав, вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики.

Тускл___ серебром шумели над головой листья столетн____ ив. От травы тянуло запахом кувшинок и чист___ холодн____ воды.

(К. Паустовский)

5.  Вставьте гласную в окончания, задав вопрос от существительного.

Много звуков (в каком?) в вечернем лесу. Поздн___й  осенью срезают на огородах сочн__ю бел__ю  капусту. Сняли в саду налит__ю пахуч__ю антоновку. В высок__е груды насыпана между рядами красн__я морковка и толст__я сладк__я репа. Травы и деревья поют последн__ю песню, хвалят щедр__ю землю, хвалят жарк__е солнце, хвалят тепл__е дожди. Пролетело жарк__е лето, прошла золот__я осень.

 

Карточка № 1

Задание 1. Допишите окончания, обозначьте орфограмму.

Внутрен___   борьбу, волнист___   тканью, в куц___   куртке, в стояч___  душн____   воздухе; пристань, усеянн___   рыбь___   чешуей; деревянн___ крыльями, в дальн___  углу, в длинн___  кафтане из толст___  сине___ сукна, гул ребячь__ _  голосов, над уснувш___  братом, в заснувш___  лесу, осенн___  ночи, ничь___   имени не знал, в зимн___  стужу.

Карточка № 2

Задание 1. Поставьте существительное в нужном падеже, выделите орфограмму.

Работать в (розарий) - _____________________________________________ , рассказать о (новоселье)- __________________________________________, в (созвездие) -______________________________________Близнецов,

 жить в (Запорожье) - _________________________________________, участвовать в (радиопередача)-_____________________________________ , подготовиться к (дискуссия) -______________________________________ , работать на (предприятие) - _______________________________________ , отдыхать на (взморье) - ___________________________________________ , держать на (ладонь) - _____________________________________________ , отдать (Евдокия Петровна) - _______________________________________ , пришить к (шинель) - ____________________________________________ , яркие краски (акварель) - _________________________________________ , сидеть на (печь) - ______________________________ ,

спорить о (сценарий) - _____________________________________________.

 

Карточка № 5

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните условие выбора гласной

Служить в арми___, идти по алле___, не встретить  Мари___, находиться в здании___, играть на  виолончел___, заботиться о здоровь___, загорать на солнц___, оазисы в пустын___, в минуты радост___ и печал___, о живописн___  ущель___, в постоянн___  движении___, купаться в водоем___, идти по жизн___.

Задание 2. Поставьте прилагательные в нужную форму, обозначьте орфограмму.

В (волчья) нору, на (птичий) базаре, считается (хороший, охотничий) местом, до (последний) косточки, за (бараний) боком, у (свой бывший) дома, за (дремучий) горой, по (окрестный помещичий) усадьбам.

Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделяя в словах корни. Графически объясните выбор гласной в корне.

Увл___каться, насл___ждаться, прибл___жаться, прош___птать, д___леко, задр___жать от холода, разд___ваться в тишине, уд___вительное зрелище, вып___лзать из норы, сл___пит глаза, растр___пались косы, разд___лить на части.

Задание 4. Спишите, графически объясняя выбор гласной в корне.

Образец: предлАгать, предлОжить, рАСТение, рОСло.

а) Пол___жить на полку, удобно распол___житься, предпол__гать ответ, сл_жить книги, распол_гать запасами, предл_гать помощь, кратко изл_жить содержание, прол_жить путь.

б) Город Р_стов, устье зар_сло, морские водор_сли, дети подр_сли, выр_стить в саду, произр_стать в пустыне, богатая р_стительность, выр_щенные лимоны, мир р_стений, переходный возр_ст, зар_сли камыша, сберечь пор_сль, подр_стковый врач, р_стущие на берегу, зеленый р_сток, отр_сль хозяйства.

Упражнение 39. Выпишите только слова с чередующейся гласной в корне, графически объясняя.

Роса, растворить, растение, роскошный, возлагать, предположить, растаять, ложный, лагерь отдыха, расположение, растяпа, оросил, отрасль, подрастать, вложить.

Упражнение 40. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните те словосочетания, в состав которых входят слова с чередующимися гласными в корне. Графически объясните написание выбранной гласной.

Простое предл_жение, горная р_стительность, обильная р_са; сотр_сать воздух, возл_гать надежды, р_скошные цветы, ув_дать без воды, распол_житься у костра; пор_сло травой, дождь ор_сил травы.

Упражнение 41. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор орфограмм в корне.

а) Изл_гать содержание, хорошо изл_жить; знать признаки прил_гательного; написать изл_жение; оба сл_гаемых; распол_житься на ночлег; распол_гать свободным временем.

б) Гул нар_стает, р_скошные р_стения, зар_сли камышом, выр_сли подснежники; зеленые водор_сли, Р_стислав; р_стущий ребенок.

в) Предпол_жения не подтвердились; капельки р_сы; тропа зар_стает; р_стительное масло; изменить пол_жение; лепестки р_стений; сл_гать стихи; желуди прор_сли; сберечь р_стения от мороза; просека зар_стает; предл_жить помощь.

Упражнение 42. Распределите слова в два столбика, объяснив графически выбор а – о в корне.

а             |             о

Подр_сли, распол_гаться, прил_жить, выр_стать, распол_жение, Р_стов, обр_сли, сл_жить, возл_гать, пол_гаться, р_сток, выр_щенный, отр_сль, р_сти, нар_щение, прил_гать.

Упражнение 43. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя графически выбор орфограмм в корне.

1. Панды питаются р_стениями, в основном молодыми р_стками бамбука. (И.Акимушкин) 2. Чахлые сосны р_стут на отвесной стене, шепчут под солнцем и зябнут при тусклой луне.* (К.Бальмонт) 3. В зар_слях трос_ника просвечивала вода. 4. С каждым годом р_стет интерес к исчезающим с лица Земли животным. (И.Акимушкин) 5. Густая трава р_сла по берегам озера. (Д.Мамин-Сибиряк)

Составьте схему отмеченного предложения.

Упражнение 44. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Объясните графически выбор орфограмм в словах с пропуском.

К водопаду мы предпол_гали отправиться на ра_вете но вышли поз_но. Со_нце уже пекло бе_жалос_но. Дорога к горам т_нулась по берегу моря. Под ногами хрустели черные водор_сли. Волны выбр_сили их на берег а со_нце высушило.

К вечеру добрались до ущелья. Товарищ_ предл_жил _делать _десь остановку. Мы распол_жились у скалы. Подножие ее было покрыто густой р_стительностью. В зар_слях кустов мы увидели р_скошные цветы.

Но вот со_нце спряталось и сразу спустились сум_рки.* Мы разл_жили костер и устроили _десь ночлег.*

Составьте схемы отмеченных предложений.

Упражнение 45. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите по составу выделенные слова.

1. Из-за ветров горные деревья часто выр_стают однобокими. 2. Плотной стеной темнели зар_сли камыша. 3. Утки зябли в зар_слях и крякали всю ночь. (К.Паустовский) 4. Я добрался до пихтовой зар_сли и распол_жился на крохотной поляне. (В.Бурлак) 5. Густые кусты разр_слись по склонам оврага. 6. Кратко изл_жи содержание параграфа. 7. В густой тени елового леса р_стут лишь немногие р_стения. (И.Соколов-Микитов)

Категория: Мои файлы | Добавил: Родничок
Просмотров: 2315 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
avatar